Ноя
07

Закупка коммерческой тайны

Минэкономразвит­­ия предлагает либерализовать еще не вступивший в силу закон

Закон о закупках госкомпаний, который вступит в силу лишь с 1 января 2012 года, по мнению Минэкономразвит­­ия, нуждается в срочной правке. Министерство опирается на мнение компаний, считающих, что закон требует от них излишней информационной открытости закупок. Эксперты уверены, что самые большие сюрпризы закон обещает предприятиям ЖКХ, большинство из которых о новых требованиях пока даже не подозревают.

Вчера на «круглом столе», организованном «Деловой Россией», Минэкономразвит­­ия представило проект поправок к принятому минувшим летом закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Касается он госкорпораций и прочих организаций, с долей участия государства или муниципалитета более 50%, всех их дочерних и внучатых компаний, а также ГУПов и МУПов.

Объемы закупок госкомпаний достигает 7 трлн руб. в год, что даже больше, чем у бюджетов всех уровней. «Принципиально важно, чтобы эти ресурсы заработали как инвестиционные стимулы для роста экономики», — заявила вчера министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Но пока в госбизнесе закупки носят, по ее словам, «закрытый характер и неэффективный».­­ Непрозрачность ведет к издержкам, которые через тарифы оплачивают население и бизнес.

Принятие закона стало компромиссом, изначально ФАС предлагал с некоторыми особенностями распространить на госкомпании закон «О госзакупках». Новый закон, в итоге, почти не ограничивает права заказчика, но требует информационной открытости закупок. Закон обязывает госкомпании утвердить собственные положения о закупках и размещать всю информацию о торгах на едином федеральном сайте zakupki.gov.ru.­­

Но и эти нормы кажутся Минэкономразвит­­ия излишне жесткими.

Вчера ведомство представило проект поправок в закон. Требования к госкомпаниям предлагается смягчить. Например, они получат право сами утверждать перечни товаров и услуг, закупка которых осуществляется только в электронной форме. По закону это должно делать правительство. В проект перечня входят канцтовары, полиграфическая­­ продукция, машины и оборудование, медтехника, автомобили. Поправки разрешают не размещать информацию на общем сайте госзакупок, а ограничиться сайтом самой госкомпании или электронными СМИ. На усмотрение заказчиков отдаются и реестры недобросовестны­­х поставщиков. ««Минэкономразв­­ития уже делались подобные предложения перед принятием закона во втором чтении в Думе. Они убивают открытость, общественный контроль в сфере закупок госкомпаний. Мы подобные предложения поддержать не можем», — заявил «МН» начальник управления госзаказа ФАС Михаил Евраев.

Госбизнес между тем хотел бы от государства еще больших уступок. Главная тревога — публикации о предстоящих закупках могут привести к разглашению коммерческой тайны. Вчера на конференции гендиректор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко привел пример недавней покупки урановой компании в Танзании. Если бы, как положено по новому закону, «Росатом» объявил конкурс по отбору банка для финансирования данной операции, то «стоимость акций покупаемой компании взлетела бы вдвое». Закон создает условия для утечек отраслевых ноу-хау. Формально для изготовления базового образца необходимо провести конкурс между двумя организациями, входящими в систему «Росатома». Если информация об этом контракте окажется в открытом доступе, «ноу-хау на этом заканчивается».­­ Ну и наконец, открытость позволит зарубежным партнерам корпорации быть в курсе внутренних цен и структуры себестоимости продукции «Росатома». «Ни один из наших конкурентов этого не делает», — утверждает Кириенко. «Ясно, что мы продаем за рубеж подороже, чем торгуем внутри страны. Страна на этом зарабатывает», — объяснил атомщик.

Самые большие сюрпризы от вступления закона в силу ожидают поставщиков ресурсов в сфере ЖКХ, которые подпадает под его действие. По данным мониторинга Высшей школы экономики, их руководители даже не знают, что к 1 апреля 2012 года они должны утвердить собственные закупочные стандарты. А если они этого не сделают, то им придется работать по еще более жесткому закону «О госзакупках», предупреждает директор Института управления закупками ВШЭ Ирина Кузнецова. Сейчас сектор ЖКХ к информационной открытости не готов. «Вычистить эти авгиевы конюшни — очень трудная задача, — предупреждает эксперт. — И еще неизвестно, кто победит».


Автор(ы): Андрей Сусаров
Источник: http://mn.ru/business_gov/20111102/306632226.html

Добавить комментарий