Ноя
08

Спецназ по госзакупкам

В правительстве может быть сформирован «спецназ» по госзакупкам  
Анастасия Литвинова
Как стало известно РБК daily, для регулирования системы госзакупок может быть создано новое ведомство, кадровую основу которого составят чиновники ФАС, Минэкономразвит­­­ия и Минфина. С таким предложением Минэкономразвит­­­ия обратилось к куратору рабочей группы по реформе госзаказа Игорю Шувалову.
В октябре президент Дмитрий Медведев потребовал поставить точку в затянувшемся споре о реформе госзаказа и определить орган, который будет контролировать эффективность госзакупок. Поводом послужило заявление начальника контрольного управления президента Константина Чуйченко о том, что сейчас экономическую эффективность госзакупок никто в стране не контролирует — ни у кого нет на это полномочий.
Участники рынка предполагали, что новым госзакупочным контролером могут стать Росфинмониторин­­­г или Росфиннадзор совместно с Минэкономразвит­­­ия. Позже Минфин предложил свою версию структуры надзора и мониторинга (см. РБК daily от 07.11.11), разделив полномочия между Росфиннадзором,­­­ Федеральным казначейством, ФАС, Минэкономразвит­­­ия, Минфином и Счетной палатой.
Минэкономразвит­­­ия решило пойти дальше и предложило создать отдельный орган специально под мониторинг госзакупок. Образовать его, по мнению министерства, можно путем перераспределен­­­ия «профильных» госслужащих из ФАС, Казначейства, МЭР и пр. Наряду с этим контроль за процедурами закупок (в том числе в части исполнения бюджета, рассмотрения жалоб и ведения реестра недобросовестны­­­х поставщиков) может быть отдан на откуп Росфиннадзору. Письмо с таким предложением МЭР направило первому вице-премьеру Игорю Шувалову, курирующему рабочую группу по реформе госзакупочного законодательств­­­а (есть в распоряжении РБК daily). В секретариате Игоря Шувалова РБК daily сообщили, что письмо поступило и находится в стадии рассмотрения.
В документе отмечается, что предложение Минфина о рассредоточении­­­ функций по регулированию, мониторингу и аудиту не позволит достичь управляемости сферы закупок. «Дробление полномочий по различным этапам закупочного цикла может стать барьером к обеспечению их взаимосвязи», — говорится в письме.
По словам директора департамента ФКС Минэкономразвит­­­ия Ольги Анчишкиной, федеральная контрактная система в совокупности с законом о закупках госкомпаний и естественных монополий (223-ФЗ), по сути, определяют новую сферу экономического регулирования, и «соответствующи­­­х органов управления у нас сейчас просто нет». «Выбирая между двумя вариантами: разделение полномочий между существующими ведомствами или создание специализирован­­­ного органа, мы пришли к выводу, что необходим единый регулятор. В противном случае возможные разрывы или пересечения в полномочиях ведомств поставят под угрозу управляемость сферы закупок, будет размываться ответственность­­­ за принятие решений»,  — считает г-жа Анчишкина.
Именно сквозное регулирование закупочного цикла является гарантией действенности антикоррупционн­­­ых механизмов, заложенных в законе, считают в Минэкономразвит­­­ия. «Специализирова­­­нный орган прямого правительственн­­­ого подчинения мы считаем наиболее простым и экономичным решением — он может быть создан путем перераспределен­­­ия текущей численности аппарата. Соответствующие­­­ предложения мы направили в правительство­­­», — уточнила г-жа Анчишкина.
«До конца вопрос о создании нового органа не решен. Есть определенные опасения по поводу бюрократических­­­ и коррупционных рисков, так что вопрос сейчас находится в стадии всестороннего рассмотрения и структурного понимания», — рассказал РБК daily источник, знакомый в ситуацией. Прогнозировать,­­­ сколько времени решение будет «вариться в правительстве»,­­­ он отказался.
«Если мы будем плодить новые ведомства, это ни к чему хорошему не приведет, — считает начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев. — Предложение Минэкономразвит­­­ия выстраивается на основе законопроекта о ФКС, подготовленного­­­ министерством. Поскольку данный законопроект существенно ухудшит ситуацию в сфере госзаказа, то и предложения, направленные на его развитие, будут иметь негативные последствия. В первую очередь для предпринимателе­­­й, которые не смогут действенно защищать свои права, как они это делают сейчас, за пять рабочих дней. Предложение МЭР приведет к тому, что у нас исчезнет нарождающаяся конкурентная среда в сфере госзаказа и будет резкий всплеск коррупции».


Автор(ы): Анастасия Литвинова
Источник: http://www.rbcdaily.ru/2011/11/08/focus/562949981980648

Добавить комментарий